úterý 27. listopadu 2012

БОМБЕЖКА СМОЛЕНСКА

Мое первое воспоминание:
                        - БОМБЕЖКА родного СМОЛЕНСКА

Мой сын уговорил меня описать свои  впечатления и воспоминания. “Как  было в те давние старые времена?” Давние времена - это всего лишь мое детство, моя история, моя жизнь и моя судьба.
         Мои первые детские воспоминания начинаются с войны, когда немцы бомбили Смоленск. Мне было тогда 4-5лет. Бомбардировка началась внезапно (16-22.06.1941), когда мы спали. Разбудил нас какой-то непонятный грохот и дикий устрашающий вой. Красные облака пожара осветили нашу квартиру. Что-то где-то взрывалось. Из окна квартиры мы видели огненный пламень от горевших домов.

В небе носились самолеты, которые разрушали и зажигали здания. В этот день я впервые услышала грозное слово "война". Мне не по-детски вдруг стало ясно, что наступило что-то очень страшное. Что-то внутри меня изменилось и я как-то по другому начала осознавать и чувствовать важность событий и перемен. С этого момента начинаются мои детские воспоминания. Война закончила мое беззаботное детство.
Хорошо помню, как мы полусонные и полуголые на всякий случай от страха выбежали из квартиры на улицу... Это было наше спасение.  Наш дом вдруг начал гореть и разрушаться.  Спасая жизнь, мы побежали. Бежали сломя голову, не зная куда. Бежали под грохот бомб и зловещий вой самолетов. Людей прибывало и все куда-то бежали. Негде было спрятаться. Падали стены, крыши, возникали ямы от взрывов бомб. Осколки снарядов косили бежавших.. Бежали от страха дети и старики.. Крик и стон раненых детей и мирных жителей смолян. Крик, стон и вой.. От грохота и шума гудело в голове.Перепуганные  дети не успевали за родителями или родители, не успевая за своими детьми, падали.. Теряли друг друга, но в суматохе  снова вставали и бежали, сломя голову не зная куда и зачем....             
Над головами с оглушительным грохотом носились  бомбардировщики  и сбрасывали на нас бомбы. Эти бомбы как-то дико свистели, зажигали и разрушали все что попало: дома, заводы, детсады и школы, убивая невинных людей и детей.  

Некуда было спрятаться. Падали стены и крыши домов. Небо было в пламени, все горело и дымилось. Запах черного  дыма был невыносимым. Дышать было трудно.. но мы бежали и бежали....Глаза ослепляли сплошные взрывы...   Это нельзя описать так, как  тогда я все переживала.
      Фотографии тех лет, которые я случайно нашла на интернете 30.10.2012, лишь подтверждают мои  слова и воспоминания. Благодарю тех, кто чтит память о живых и павших на земле смоленской.
Такое начало войны мне глубоко врезалось в память. Поэтому я войну ненавижу и ненавижу всех сегодняшних  оккупантов, называющих себя гуманитарными
носителями демократии в чужих странах. Мне непонятно, почему для несогласных с диктатом нового мирового порядка используется военная сила НАТО?

            
Вот что рассказывает летчик, который тогда видел Смоленск с высоты:
“Маленькая высота, между прочим, позволяла многое разглядеть. Когда я еще шел к месту назначения, проходя над Печерском, я увидел Смоленск...... Поначалу не мог понять, что такое подо мной: возвышалось очень много странных квадратных столбов и ничего кроме них. И только когда я подошел еще ближе, то понял, что это трубы русских печей: все, что осталось от Северного поселка и от Заднепровья.
           Дома были разрушены. Ничего живого не осталось вокруг. Деревянные строения полностью сгорели, а печки русские продолжали стоять, им война нипочем оказалась, хоть хлеб в них сейчас пеки! Во всем Смоленске целыми я разглядел тогда только военный госпиталь на Покровке, красный дом рядом с госпиталем, театр, гостиницу «Смоленск» на площади Смирнова и нынешнее здание администрации на площади Ленина. Впрочем, в последнем доме были кое-где обрушены пролеты, и только коробка целиком стояла.
             Собор остался цел и Крепостная стена. Ну, еще, может, несколько жилых домов. У меня перед глазами весь полет так и стояли трубы от печей в сгоревших хатах. Только когда увидишь подобное, ты поймешь, что такое настоящая война.”

Так убегали смоляне а потом возвращались, как бездомные беженцы, в свой войной разрушенный Смоленск.

А так в разрушенном Смоленске “жили” смоляне, которые не смогли убежать.
Было много людей, которых не могли взять в армию по возрасту, либо пожилых, либо, наоборот, слишком юных. Немцы их сделали беженцами, бездомными и ”бомжи” без средств к существованию.
Успенский собор был тоже поврежден, но не превращен в развалины. Гордо стоит и возвышается над разрушенными зданиями мертвого Смоленска.   
А ниже на фото:  знаменитые часы на перекрестке главных улиц Смоленска.
                Часы и время остановились. Жизнь изменилась. Немцы взяли Смоленск, несмотря на особое упорство его жителей, смолян, которые защищали свой город до последнего дыхания.
    
Вот что говорится об этом в германских источниках: «В северной части города, в индустриальных пригородах милиция и рабочее ополчение сражались упорно. Каждый дом, каждый подвал приходилось штурмовать отдельно, выбивая оттуда защитников стрелковым оружием, ручными гранатами и штыками».  Штыками убивали мирных жителей, которые защищали сами себя и свою родину. Вот что такое западная цивилизация.


Земляк и поэт Михаил Васильевич Исаковский видел все это своими глазами:

СМОЛЕНСК
Я видел груды битого стекла,
Я видел горы каменных развалин...
Здесь городская улица была,
И нет ее: здесь немцы побывали.


Я видел место, где в былые дни
Густые липы небо закрывали.
Их больше нет. Остались только пни:
Здесь враг прошел. Здесь немцы побывали.


Я видел холм у старых стен Кремля,
И этот холм забудется едва ли.
Здесь вся в слезах и вся в крови земля:
Здесь был конец. Здесь яму зарывали
.

Я видел все, что видеть мне пришлось,
Что враг терзал без всяких сожалений...
Но ни на миг ему не удалось
Тебя, Смоленск, поставить на колени...


Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал,
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал.


Помню столпотворение на  Смоленском железнодорожном вокзале.
Там творилось нечто невообразимое. Людей скопилось столько, что мне казалось наступает конец света. Громадные толпы людей осаждали все входы и выходы на перроны. При посадке на поезд происходили громадные давки:  у каждого входа на перрон, а потом еще  ужаснее было у вагонов. Здание вокзала я не помню, но именно сегодня 9.11.2012, я нашла на интернете его старую фотографию
http://railwayz.info/photolines/showphoto.php?ph_id=26


Поезда ходили только товарные. А залезть в такой вагон или  на платформу без чужой помощи было невозможно. Теплушки и платформы набивались беженцами до отказа, что служило причиной многих несчастных случаев.

Уже с самого начала войны поезда не ходили по расписанию а когда угодно. Сотни людей просиживали на вокзале по не-скольку суток, дожидаясь хоть какого-нибудь поезда, лишь бы уехать.  
Здесь на вокзале со слезами расставались отцы со своими семьями, плакали женщины, кричали дети…  Шла отправка на фронт и эвакуация самого ценного - детей. Детей сажали на поезда и увозили куда-то несмотря на протесты.... Мои родители, как все военно-обязанные медики и врачи, были призваны и отправлены на фронт.

Эвакуация детей..... Я вспоминаю как  меня кто-то запихнул в темный товарный вагон без окон и дверей.  А там в тесноте с отвратительным запахом  пота, суматохи, грохота и шума я задыхалась. Не хватало воздуха... воздуха....
А потом лишь помню, как вдруг кто-то наклонился надо мной и радостно сказал: “Эта живая, откопай ее поскорее”.. ..   Что случилось?....    Наш поезд разбомбили, разбитые вагоны летели в откосы а многие оказались засыпаны землей.  Где, что и как …. не вспоминаю.... Главное, слава богу, я снова осталась наживу.
Как я оказалась у своей бабушке, не помню, но ей я благодарна за свое детство и за свою интересную жизнь.
http://bogdan-63.livejournal.com/tag/США#asset-bogdan_63-5039222
http://www.cherinfo.ru/818
http://humus.livejournal.com/2367231.htm


Смоленск,
в котором находились важные транспортные и промышленные объекты, бомбили немцы в самом начале войны, бомбила советская авиация на протяжении всей оккупации, а потом после своего отступления в 1943 году снова стали бомбить немцы. Цель была у всех одна - вывод из строя железнодорожного узла    http://railwayz.info/photolines/showphoto.php?ph_id=26851
По материалам. ...Все судьбы в единую слиты... По рассекреченным архивным документам. К 60-летию освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков / Авторы-составители: Н. Г. Емельянова, А. М. Дедкова, О. В. Виноградова, Г. В. Гаврилова, В. А. Кононов. – Смоленск: Маджента, 2003. – 152 с. – (Серия «Свидетельствуют документы»)


Бомбардировки города Смоленск:
18 мая, 26 и 28 июня 1944 года были особенно жестокими. Как следует из спецсообщений под грифом «совершенно секретно» начальника управления НКВД.
         17-18 мая 1944 года авиация противника совершила сначала 3 развед. полета.
В течение полутора часов вражеские самолеты летали над Смоленском, заходя на бомбометание 9-ю эшелонами. Ведущие самолеты бросали с высоты осветительные ракеты, а остальные пикировали в Заднепровскую часть города, где свободно летали на малой высоте, не попадая в зону нашей артиллерии..  
          Ночью на город было сброшено свыше 2000 авиабомб и 1500 зажигательных бомб. Часть сброшенных фугасных авиабомб  взрывалась через час после бомбежки.
Картина разрушений после налета оказалась страшной..Только на железной дороге было повреждено 27 зданий, 6 паровозов, 1250 метров путей, 70 вагонов.
Было разрушено здание эвакопункта, где находилось около 100 человек. Бушевал пожар и продолжали взрываться мины и боеприпасы.


            26 июня в 0.40 пополуночи 126 самолетов «Юнкерс-88» эшелонированными группами атаковали город. Главным объектом бомбардировки вновь оказалось Заднепровье – железнодорожный узел и все прилегающие к нему строения. В центре Смоленска от возникших пожаров пострадали здания театра и пед.института (там располагался госпиталь).
           За один час бомбардировки на город было сброшено 324 фугасных и более 1500 зажигательных авиабомб. Погибло 109 человек и 206 было ранено.

В третьем массированном ночном налете на Смоленск 28 июня 1944 года участвовало 143 самолета «Юнкерс-88». Прямым попаданием в ходе налета было разрушено здание железнодорожного вокзала, жилые дома на Шклянной горе и улице Бакунина. Бомбежка длилась 1,5 часа, погибло 47 человек.

Бей, семья деревенская,
Вора в честном дому,
Чтобы жито смоленское
Боком вышло ему.

Вот что, наконец, осталось от Смоленского вокзала. Вокзал уничтожили до основания.

Партизанам Смоленщины /поэт и земляк А. Твардовский - 1942г/
Ой, родная, отцовская,
Что на свете одна,
Сторона приднепровская,
Смоленская сторона.


Знай, убийца без совести,
Вор, ограбивший дом,
По старинной пословице,
Не хозяин ты в нем.


За Починками, Глинками
И везде, где ни есть,
Потайными тропинками
Ходит зоркая месть.
Ходит, в цепи смыкается,
Обложила весь край,
Где не ждут, объявляется
И карает...
        Карай!



Это они, смоленские дети войны, ДЕТИ-ГЕРОИ.
Дети-партизаны были защитниками своей родины. Подростки  9-14 летние не по возрасту преждевременно стали взрослыми...  Без родителей, без крыши над головой и без средств к сосуществованию  немцы их делали беспризорными сиротами, но они становились партизанами. Ведь в Смоленской обл. 80 деревень было стерто с лица земли навсегда.
Встань, весь край мой поруганный,
На врага!   Неспроста

Чтоб вороною пуганой
Он боялся куста,


Чтоб он в страхе сутулилс
я
Пред бессонной бедой,
Чтоб с дороги не сунулся
И за малой нуждой,


Чтоб дорога трясиною
Пузырилась под ним,
Чтоб под каждой машиною
Рухнул мост и - аминь!

Чтоб тоска постоянная
Вражий дух извела,
Чтобы встреча желанная
Поскорее была.

Местные партизанские отряды создавались на протяжении всей войны, повсеместно и непрерывно до полного изгнания захватчиков. Они составляли основную, наиболее многочисленную и эффективную силу всех формирований.  В Смоленской обл. они действовали в 420 населенных пунктах.
      Командование кавкорпуса отметило, что населением собрано такое количество винтовок, гранат, патронов, снарядов, которое полностью покрывало потери" [25].
сопротивления в тылу германских армий.
      Ведь только зимой и весной 1942 г. жители Смоленщины собрали и передали партизанам и частям 1-го гвардейского кавалерийского корпуса 150 станковых и 167 ручных пулеметов, около 14 тыс. винтовок, более 18 тыс. мин, 100 тыс. снарядов, 800 тыс. патронов и другое снаряжение [24].
 
Я помню, как впосле войны было трудно и страшно жить и перемещаться по мертвому городу, где в его развалинах часто взрывались мины. Но об этом напишу отдельно, как восспоминания послевоенные.


Трудно было отличить партизана от мирного жителя, партизаны были в каждой семье" [15].
“Своеобразной формой самосохранения и сопротивления населения захватчикам являлись так называемые лесные или гражданские лагеря. Они представляли собой временные поселения в лесу или на болоте, где местное население спасалось от оккупантов во время карательных экспедиций.
        Сюда стекались прежде всего семьи партизан, советских работников и те, кому угрожала опасность ареста или угона в фашистское рабство. В лесных лагерях нередко скрывалось и остальное население деревень и сел, избавляясь от бомбардировок вражеской авиации, насилия и издевательств гитлеровцев и их прислужников. Основным контингентом этих поселений были старики, женщины и дети.
       Для жизни в лесу они забирали с собой самое необходимое: хлеб, одежду, обувь, постельные принадлежности, кухонную утварь, а также домашний скот. Он содержался при лагере в специально созданных укрытиях или загонах. Летом крестьяне обычно размещались в шалашах, а для зимовки строились теплые землянки. Пища готовилась на кострах или железных печках.
        За продуктами питания колхозники пробирались по ночам в оставленные деревни и на огороды, а к рассвету возвращались с полными сумками овощей, припрятанной мукой, крупой или зерном. Широко употреблялись в пищу различные растения, грибы, ягоды.”

Благодаря именно местным партизанам заслуженную Победу над фашистской Германией одержал народ СССР.  Вечная слава  победителям.

Миг войны... Чего стоит этот миг, может сказать лишь человек, в чьей жизни он имел место. Этот миг мог быть последним и мог вместить всю радость ЖИЗНИ и Победы” 




Своими руками смоляне восстанавливали свой город-герой Смоленск, который был разрушен до основания, но не сдался ....  



На месте старого до основания уничтоженного вокзала смоляне построили новый железнодорожный вокзал "Смоленск" в 1949 -1951годах.


Обновленный город Смоленск, который изменил планы Молниеносной войны Германии. Это город на 7-ми холмах с протекающей рекой Днепр.
Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) — кафедральный собор Смоленской епархии Русской православной церкви. Находится в центральной части города Смоленска на Соборной горе. Возведен в память о героической обороне Смоленска 1609—1611 годов на месте одноимённого собора XII века.Успенский Кафедральный собор занимает 2-е место в Европе по убранству.
http://www.wise-travel.ru/russia/Смоленская_область/otzyv-3303.html
Смоленск обновленный славный город Герой.. 
Долгие два года — с июля 1941 по сентябрь 1943 — длилась оккупация Смоленской области. Гитлеровцы рассматривали ее как удобный плацдарм для наступления на Москву. Здесь были сконцентрированы основные силы группы армии «Центр» (весной 1943 года на территории области размещалось 57 немецких дивизий, 65 различных штабов, 32 крупных воинских склада с фронтовыми запасами горючего, продовольствия, боеприпасов и военного имущества). Но именно Смоленск стал настоящим щитом и непреодолимой преградой Земли Великорусской для всех иноверцев-чужеземцев.
             Этот город - прародитель Святых Руси Великой и Руси Белой Православных. Это не Золотое Кольцо Москвы, это – что-то другое и по духу, и по архитектуре. Дух, аура этого города захватывают и увлекают. Еще бы! Красота этого города – основательна и величественна.       Смоленск- это моя родина, где  жили мои погибшие родители, которым я несмирно благодарна за русский дар жизни. Смоленск, где прошло мое беззаботное детство, детство военное и послевоенное, навсегда остался в моей памяти как город родной.

С покорой и уважением    -  Р.М. Чука,  10.11.2012 - Прага, Чехия