pátek 1. listopadu 2013

Святая мученица княгиня Людмила.

*посвящается моей дорогой сестричке Людмиле Маркове*
Рассказ Мелитины Анатольевны Ладинской о себе и о поездке к своей небесной покровительнице - святой мученице княгине Людмиле. 

О том, что надо обязательно поклоняться своим небесным покровителям, я впервые услышала от отца Дмитрия в Пюхтицком монастыре. Услышав мое имя, он спросил, знаю ли я, что в Москве, в храме святителя Николая в Котельниках, есть икона с частицей мощей святой Людмилы. Это был январь 2004 года,- от моей первой исповеди до этого разговора прошло всего пара месяцев, и я, конечно, не знала этого.
Хотя первые иконы в моем доме были небесных покровителей моей семьи, еще было далеко до того, чтобы я начинала и кончала день с молитвенного общения с ними. Это теперь мне отец Андрей объяснил, что чем чаще мы призываем в молитве святых, тем меньше остается в нас места для злых духов, тем крепче защищают и наставляют нас святые.

Про Москву я запомнила, и при первой возможности, приехала в столицу на поклонение к святой Людмиле. Храм замечательный, в нем, кроме иконы с частицей мощей святой мученицы княгини Людмилы, есть еще и икона ее внука святого Вячеслава, тоже с частицей мощей.

Мне рассказала свечница о том, какая замечательная служба проходит в этом храме 29 сентября, сколько Людмил приходят в этот день помолиться и причаститься.
Частица мощей святой мученицы Людмилы была привезена в Москву Митрополитом Чешских Земель и Словакии Дорофеем в 1999 году по случаю освящения храма подворья.
Святые мощи глубоко почитаемой православными москвичами Чешской княгини, ученицы и крестницы святого равноапостольного Мефодия, являются драгоценным даром Поместной Церкви, свидетельством любви и братских отношений, связующих ее с Русской Православной Церковью.
Святая Людмила все же не была только праматерью чешских правителей, она также после мученической смерти стала первой чешской святой.


После поездки в Москву я поняла, что очень хочу оказаться 29 сентября не в нашей столице, а в Чешской, ведь в Праге в базилике святого Георгия, саркофаг с останками святой Людмилы.
Но это я сейчас так легко пишу "базилика", "саркофаг", - тогда я знала просто - покоится в Праге.
Вот сегодня в поисковой системе написала "святая Людмила" и мне сообщил интернет, что на празднование Дня святой Людмилы в 2006 году в Прагу приехали 40 православных паломников.
Летом 2005 года, когда я начала сбор информации, мне мало что удалось найти. Спасибо Антонию Жоголеву за материал «Город святой Людмилы», он дал надежду на успех.
Надо быть в Праге 29 сентября, а дальше молиться и положиться на помощь святой Людмилы.


И действительно все получилось!
С утра пораньше, отправилась на поиски пражского православного кафедрального собора Святых Кирилла и Мефодия, в надежде узнать время молебна у мощей святой Людмилы. Действительно самостоятельно нашла храм на улице Рессловой и попала на праздничную литургию, возглавляемую блаженнейшим Христофором, Архиепископом Пражским, Митрополитом Чешских земель и Словакии. Храм, по внешнему виду и внутри и снаружи, не очень похож на наши русские православные храмы. В нем необычные свечи, часть икон непривычного мне письма - почувствовала себя одиноко.

Причащаться не решилась, но очень хотелось хотя бы запивочки попробовать. После последнего причастника подошла к столику, мне дали запивку. Сделав глоток, с удивлением понимаю, что это не разбавленный, а настоящий, тягучий кагор!
В руках женщины, стоявшей впереди меня в очереди целовать крест, увидела знакомый лик - это была икона святого Амфилохия Почаевского. Сразу стало легче на душе - рядом свои, родные. Как оказалось, это были украинские паломники, они приехали на автобусе, жили или в общежитии или школе, точно не помню. Группа человек 15 молодцы! В июле 2005 года я была в Почаеве и Киеве - паломничала. Вот мне святой Амфилохий и послал поддержку, что бы не была одинока на чужой стороне.
Кроме празднования Дня святой Людмилы в этот день отмечали и 70-летие освящения храма. Мы получили на молитвенную память об этом событии иконку святых Кирилла и Мефодия из рук Блаженнейшего Христофора, Архиепископа Пражского, Митрополита Чешских земель и Словакии. Он нас всех благословил, сказал небольшую проповедь и пригласил поучаствовать в праздничном молебне у раки святой мученицы княгини Людмилы.
Оглядевшись, наконец увидела и русского священника, настоятеля русского православного храма при посольстве. От него узнала, время служения молебна у мощей святой Людмилы.Оставалось еще много свободного времени и я отправилась на площадь Мира в центр Праги посмотреть Неоготический собор святой Людмилы.

В сам собор не попала, он был закрыт. Пришлось только по заглядывать в стеклянную дверь, обойти вокруг, да по- фотографировать.
Затем отправилась в Старо место - самый центр Праги, где основные пешеходные зоны - старинные улочки. За величественным костелом св. Витта на старинной площади находится одно из самых древних сооружений в Праге - базилика св. Георгия или Святого Иржи, как называют его чехи.
За очень барочным фасадом базилики Святого Иржи (bazilika sv. Jiri) скрывается одна из самых древних в Чехии романских церквей, к тому же сохранившаяся лучше прочих. Красной барочной ширмой здание обзавелось в XVII веке, не расставшись при этом с двумя белыми романскими башнями, появившимися после пожара 1142 года, и в результате выглядит просто незабываемо.


Базилику заложил в конце X века князь Вратислав. Тогда ее сразу же, перестроили, превратив в трехнефовую. Позже появилась готическая часовня Святой Людмилы, а в 1722 году к базилике была пристроена часовня Святого Яна Непомуцкого с его же статуей над входом.

Сижу на скамейке у фонтана, ожидая начала молебна. Вскоре заметила женщин в беленьких платкочках - это уже знакомые мне украинские паломницы.
Это были Людмилы из Почаева и Киева мы обменялись записками (всегда просят женщины помощи нашей святой блаженной Ксеньюшки Петербургской и святого праведного Иоанна Кронштадского). Мне подарили свечу из Киево-Печерского монастыря. Написали записки на предстоящий молебен, сердце уже едва помещалось в груди от волнения.
Но вот, наконец, появляются священнослужители и нас пропускают в базилику.
Разрешают подняться по лестнице, к богато украшенному саркофагу и приложиться ко святым мощам Людмилы, матери Вратислава и бабушки святого Вацлава.
Мы прикладываем иконки, нас помазывают маслом из лампадки, стоящей на раке с мощами. Слезы стоят в глазах, а лица сияют от радости.

Начинается служба. Акафист читают по очереди русские и чешские священники, поют на русском языке, несколько певчих и монахиня, тоже русская. Они наверное из храма при посольстве. В руках прихожан тоже книжечки с акафистом и мы все вместе молимся.
Вообще же народу собралось порядочно, тут и "посольские" Людмилы и чешки, много мужчин. Узнаю Александра Римарчука родом из Донецка "верного служителя" святых Людмилы и Вячеслава, о котором писал в своей заметке Антоний Жоголев. Во многом, благодаря трудам и молитвам этого подвижника, с 1998 года, живущего в Праге, мы смогли приложиться к мощам своей небесной покровительницы.
Ведь только православным позволяют служить у мощей, католиков для службы сюда не допускают.
К этому дню написана новая икона святой мученицы Людмилы. Художник-иконописец молодая чешка, она учится в иконописной школе Троице-Сергиевой Лавры.
А мы все, на молитвенную память получаем иконки святой Людмилы. И о чудо! Нам снова разрешают приложиться к мощам. Святая мученица княгиня Людмила, моли Бога о нас!
В реликварии собора Святого Вита, находятся главы Святой Людмилы и Святого Вячеслава. Вечером в соборе святого Вита состоялась праздничная служба в честь внука святой Людмилы - святого воина-мученика Вячеслава, покровителя Чешской земли.
И хотя совместная служба православных с католиками не допускается, я осталась в соборе посмотреть. /Когда рассказывала об этом отцу Андрею он с испугом спросил: "Причастилась?"
"Ну что, я совсем необразованная", гордо ответила я./
Собор Святого Вита хотя и является действующим католическим, но здесь покоится немало святынь, равно дорогих и для Православных. Помимо мощей Святого Вячеслава, здесь покоится десница великого святого первых веков Христианства - Святого Вита.
Я впервые присутствовала на католической службе. Все не так, как в нашей православной церкви. В конце службы, после причастия (сухими облатками), была торжественно вынесена святая глава Вячеслава.











честные главы

"В Чехии есть предание, что святой Вячеслав (Вацлав, как называют его чехи) в последние времена восстанет из гроба и станет одним из великих воителей - защитников Православного Русского Царя… - пишет Мелитина Анатольевна Ладинская./ ?
 но здесь об этом никто не знает