neděle 3. listopadu 2013

*Проблема потребительского общества* -Данилин Александр, психиатр, нарколог


Стремление «жить легко» 
или
 «получить больше удовольствий»  
  • (в сущности, это одно и тоже) приводит к тому, что современный молодой человек не просто  не умеет преодолевать трудности, но и не считают нужным учиться этому. Потребность в постоянном получении удовольствий даже теоретически не может быть полностью удовлетворена. Стремление к удовольствиям постоянно фрустрировано, а психоактивные вещества позволяют пережить удовольствие или удовлетворение не опосредованное реальной деятельностью (она требует усилий).

Каждая культура предлагает свои способы удовлетворения фрустрированных желаний. Христианская культура использует для этого покаяние и молитву, советская культура – участие в массовых праздниках и спортивных состязаниях. Нет ничего удивительного в том, что потребительская культура с той же целью предлагает нашим детям целый класс легальных и нелегальных «психологических товаров». Разница между молодежной наркотической субкультурой и потребительской культурой взрослых заключается лишь в том, что взрослые, в случае той же хронической неудовлетворенности, апатии или фрустрации, предпочитают приобретать разрешенные психоактивные вещества: антидепрессанты, транквилизаторы или нейролептики. В любом случае, не товары виноваты в том, что их потребляют. Вину может испытывать только существо, обладающее сознанием, то есть – сам потребитель..
Вместе с тем человек может чувствовать себя удовлетворенным жизнью, счастливым или независимым (т.е. свободным), лишь опираясь на внутренние смыслы своего существования – в самом широком смысле этого слова, на собственное творчество. Во внешнем мире свобода человека всегда будет ограничена законами, действующими в этом мире. В своих отношениях с внешним миром мы всегда зависимы: мы зависим от семьи, от работы, от своих увлечений и пристрастий. Только это не «синдром зависимости», а способ самоидентификации.
 Это способ самоопределения личности, которая должна построить какую-то «систему координат» во внешнем мире. Проблема потребительского общества в том, что оно пытается ограничить человеческое состояние этой «рациональной» системой координат.Независимость от материального мира, как и интерес к жизни, человек обретает, только опираясь на содержания своего внутреннего мира, в котором он тоже должен обнаружить координаты своего существования.
  
Эти «координаты» мы называем разными словами: мировоззрением, верой, системой ценностей. Общее у всех этих понятий одно: любые из этих внутренних координат человек должен создавать. Процесс создания этой внутренней системы координат русский философ Николай Бердяев определил как творчество. Он считал, что  человек должен повторить деяние Бога – создать свой собственный мир. В этом и заключается наша свобода. Во внешнем мире существуют системы координат, поддерживающие творчество отдельной личности; мы называем их религией и искусством. В храм, в музей или на концерт человек приходит для того, чтобы пережить абсолютно иррациональные состояния сознания, способные помочь ему в его внутреннем творчестве. 
Никакого  прагматического или «рационального» смысла посещение этих мест не имеет.
источник
/А.Г. Данилин. 27.10.2013 журнал «Искусство в школе»/
4360286_edf54eafe492 (9x8, 0Kb)