neděle 10. listopadu 2013

Монумент *РОДИНА-МАТЬ*, Мамаев Курган, СТАЛИНГРАД


На Мамаев курган с входной площади ведет гранитная лестница, переходящая в аллею тополей.  На ней начертаны слова, с которыми шли в бой героические защитники Сталинграда: «За нашу советскую Родину – СССР». Эти слова начертаны также на медали «За оборону Сталинграда»


Аллея пирамидальных тополей.
Аллея, ведущая вглубь мемориала. Проложена по гребню искусственной насыпи, под ней в двух туннелях проходят ветки железной дороги.
Широкая центральная лестница ведет на следующий уровень ансамбля. Поднимаясь над Входной площадью на 10 метров, она плавно переходит в длинную, постепенно поднимающуюся аллею пирамидальных тополей. С обеих сторон аллеи, протяжённость которой 223 м, а ширина – 10 метров, стоят величественные тополя, словно замершие в строю солдаты, плечом к плечу. Их ветви отгораживают зеленым коридором современный город, оставляя человека наедине с грандиозным сооружением.
Монумент Родина-Мать на вершине Мамаева кургана 
Прямая, как стрела, аллея направлена к главному монументу на вершине кургана – Родине Матери. Если с Входной площади видны лишь элементы этого монумента, то с аллеи тополей его уже можно видеть полностью.
Но до главного монумента еще далеко – аллея заканчивается гранитной трехмаршевой лестницей, ведущей к площади «Стоявших насмерть».

Монумент "Стоять насмерть".  
Монумент солдатам, стоявшим насмерть, защищая Сталинград от фашистов. Памятник изображает солдата, который по пояс врос в камень но не отступил ни шагу назад, и продолжает грудью заслонять Родину (Родину-Мать) от захватчиков.

С аллеи тополей трехмаршевая гранитная лестница поднимается еще на 6 метров вверх и ведет на площадь «Стоявших насмерть!».

Площадь «Стоявших насмерть!» 
представляет собой квадрат размером 65х65 м (4225 м2) с гранитным покрытием, по углам площади разбиты газоны, растут ели и березы. Большую часть площади занимает круглый бассейн в низких каменных берегах диаметром 35,2 метра. В центре бассейна из воды высится скала, из которой вырастает фигура солдата-защитника Сталинграда. Высота скульптуры – 16,5 метров, размеры основания – 15х12 метров.
«Стоять насмерть!» – вот основная тема монумента, представляющего собирательный образ русского солдата. По словам Евгения Вучетича, "это аллегорический образ советского народа-воина, стоявшего насмерть, готового нанести неотвратимый удар по врагу. Его фигура вырастает из вздыбившейся земли, как бы превратившейся в скалу – несокрушимый бастион против фашизма. Воин слился с матерью-землей, словно черпая от нее новые силы". 
В мускулистой руке зажата граната, другая держит наготове автомат. Волевое лицо бойца сосредоточенно и чуть повернуто, брови сдвинуты. Каждый мускул напряжен до предела. Внешне черты солдата-защитника напоминают командующего 62-й армии маршала В. И. Чуйкова, главного военного консультанта мемориала и личного друга Вучетича.
Скальное основание монумента испещрено надписями: «Стоять насмерть», «За Волгой для нас земли нет», «Ни шагу назад!», «Каждый дом – это крепость», «Не посрамим священной памяти». Такими надписями солдаты покрывали стены обороняемых сооружений, с этими словами они шли в бой
Мамаев Курган произвёл на меня неизгладимое впечатление. Поражал масштаб всей композиции своим величием, каменной мощью. Глядя на все эти многочисленные памятники, на мускулистые тела каменных мужиков, на большие бассейны, понимаешь всё величие Победы, понимаешь значимость Сталинградской битвы. Одним словом там так круто, что захватывает дух!
Вид на Монумент " Стоять насмерть". Высота скульптуры – 16,5 метров, размеры основания – 15х12 метров.



Стены-руины.
Пока поднимаешься по лестнице между этими стенами слышишь из репродуктора песни военных лет. И ещё больше проникаешься значимостью и величием этого архитектурного ансамбля.
Скульптурная композиция, показывающая тяжелейший путь советского народа к победе над захватчиками. Эффект усиливается героической музыкой и звуками времен войны.


От площади «Стоявших насмерть!» на следующий уровень ансамбля ведет широкая гранитная лестница шириной 40 метров, постепенно сужающаяся до 18 метров. Эту пятимаршевую лестницу, словно пропилеи, с обеих сторон обрамляют стены-руины. Будто опаленные огнем, почерневшие от дыма пожарищ, поднялись они на кургане.
Две огромные, достигающие 18 метров в высоту и протяженные на 46 метров стены поставлены под углом друг другу и сходятся в перспективе. Это руины сооружений, разрушенных долговременными обстрелами, бесчисленными бомбежками, исщерблённых прямым попаданием снарядов, автоматными очередями – свидетели яростных боев зимы 1942-43 годов.
Руины почти сплошь покрыты изображениями и надписями, из стен рельефно выступают слитые с ними фигуры людей. Стены-руины раскрывают перед нами картины жесточайших боев за каждый дом, за каждую развалину. Они хранят в себе дыхание эпохи.
Те, кто, выстояв, победил смерть, словно впечатались в бетон, обретая вечную жизнь в памяти людей. В дополнение из скрытых репродукторов слышны звуки боя, песни Великой Отечественной войны, сводки информбюро.


"Руины сооружений," достигающие 18 метров в высоту и протяженные на 46 метров стены поставлены под углом друг другу и сходятся в перспективе.

Далее мы входим на площадь Героев, в середине которого расположено озеро материнских слёз. 
На площадь Героев выходит и  Лестница, обрамленная стенами-руинами.
Большую часть площади занимает размещенный в центре прямоугольный водный бассейн в гранитных берегах, размером 26,6х86 метров, символизирующий Волгу.
По замыслу авторов, вода, как источник всего живого на Земле, символизирует здесь неистребимость жизни, ее торжество над силами разрушения и смерти. Вода переливается через гранитные плиты, мирно журчит, приглашая остановиться, подумать, помолчать.
С левой стороны – стена длиной 112 и высотой 8 метров, напоминающая по форме развернутое знамя. Вдоль всей стены-знамени, крупными рельефными буквами надпись: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?».
Немым ответом на этот вопрос служат шесть шестиметровых двухфигурных скульптурных композиций, поднявшихся справа от бассейна. Вместе они образуют грозную несокрушимую шеренгу солдат.

Вот лишь некоторые скульптурные композиции, запечатлённые мной.
 
Посвящается женщинам-санитарам, вытаскивающим раненных бойцов из пекла.



От площади героев можно пройти до входа в зал Славы.

Зал Воинской Славы представляет собой здание цилиндрической формы диаметром 42 и высотой 13,5 метров. Прямо под потолком по всему периметру оставлено щелевидное сквозное отверстие. В центре перекрытия – круглый проем диаметром 11 метров, из него видна Родина-мать. Зал Воинской Славы, или, как его ещё называют, пантеон Славы, посвящен павшим защитникам Сталинграда.
На смену ликованию и торжеству победы приходит настроение скорби, ощущение утраты. По всему периметру стен расположены 34 приспущенных траурных знамени, выполненных из красной смальты и окаймленных черными лентами. На них начертаны имена погибших в Сталинградской битве советских воинов – всего 7200 имён.  Над ними, вокруг всего зала в виде бордюра, завершающего стену, – оранжево-чёрная георгиевская лента, на которой белыми буквами выложены слова: 
 «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной!».


В центре зала высится выполненная из белого мрамора, словно выросшая из земли, рука, сжимающая факел Вечного огня – символа жизни, который нам протянули те, кто шел на смерть и сложил жизнь в Великой битве. На факеле начертано: «Слава, слава, слава». Над факелом на срезе кругового проема в центре потолка – мозаичное изображение золотого венка, перевитого красно-зеленой лентой медали «За оборону Сталинграда».

Спералевидный двухметровый пандус белого мрамора медленно поднимается вдоль стен, давая возможность обойти весь зал. Ведет он к трапецевидному выходу из зала, расположенному прямо над входом на следующую площадь ансамбля, называемую площадью Скорби.
По первоначальному замыслу на месте зала Воинской Славы должна была находится панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом», для этих целей уже была выстроена коробка здания. Но к этому времени Вучетич принимает решение о том, что панораму надо разместить отдельно. А в готовом уже сооружении решено было разместить зал Воинской славы.
Стена на площади Героев.

Вечный огонь в Зале Славы. Купол Зала Славы.

Монумент "Скорбящая мать".
Пандус зала Воинской Славы ведет на площадь Скорби. В противоположном от пантеона углу площади, слева от центральной оси ансамбля, как бы в противовес залу Славы, расположена 11-метровая скульптура скорбящей матери.
Скульптурная группа образована фигурой матери, в безграничной скорби склонившейся над телом погибшего сына. Это собирательный образ миллионов советских женщин, потерявших на войне своих близких – сына, мужа, отца. Склонившись, мать оплакивает погибшего, а вместе с ним – всех, отдавших жизнь во имя Победы. Лицо воина закрыто знаменем – символом последних воинских почестей. У основания монумента располагается небольшой бассейн – озеро слёз. Гранитными плитами в озере слёз образована дорожка, по которой можно попасть к подножью монумента скорбящей матери, возложить цветы.
Справа от скульптуры *скорбящей матери* находится гранитная плита - надгроби могилы Неизвестного солдата*, посвященной всем неизвестным героям, похороненным в большой братской могиле Мамаева кургана – в холме-кургане под монументом «Родина-мать зовет!».


Ну и главная фигура всей композиции - "Родина-мать".
Над площадью Скорби возвышается огромный холм, который венчает главный монумент – Родина Мать.
  •  Это насыпной курган высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. На вершину холма к подножью Родины Матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которого расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см – по числу дней Сталинградской битвы.
Размеры скульптуры Родины-матери огромны:
*высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота 85 метров (вместе с мечом).
Для сравнения, высота знаменитой статуи Свободы без постамента составляет только 45м. На момент постройки Родина мать была самой высокой статуей в стране и в мире. Позднее появилась киевская Родина-Мать высотой 102 метра (с постаментом, без постамента её высота составляет 62 метра).
*Общий вес Родины-Матери8 тысяч тонн. В правой руке она держит стальной меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз.
*Толщина железобетонных стен Родины-матери составляет всего 25-30 сантиметров. Она отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов. Внутри жёсткость каркаса поддерживается системой из более чем сотни тросов. *Монумент не скреплён с фундаментом, держится силой тяжести.
*Родина мать стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой в 16 метров, однако его почти не видно – большая его часть скрыта под землёй. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров.

Отверстия в мече необходимы для снижения воздействия ветра на конструкцию.
Вид на Волгу.

Площадь Героев и волжские дали.
PS:
В ходе строительства монумента Родина Мать в уже готовый проект было внесено множество изменений. Мало кто знает, что первоначально на вершине Мамаева кургана на постаменте должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреколнённым бойцом (по некоторым версиям, автором этого проекта был Эрнст Неизвестный). К монументу по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Но впоследствии Вучетич изменил основную идею монумента. 
После Сталинградской битвы стране предстояло ещё более 2 лет кровопролитных сражений и до Победы было ещё далеко. Вучетич оставил Родину-мать одну, теперь она звала своих сыновей начать победоносное изгнание врага. Убрал он и помпезный постамент Родины Матери, практически повторявший тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Вместо монументальных лестниц (которые, кстати, были уже построены) у Родины Матери появилась дорожка-серпантин.
Сама Родина Мать "подросла" относительно первоначального размера – её высота достигла 36 метров. Но и этот вариант не стал окончательным. Вскоре после окончания работ над фундаментом главного монумента Вучетич (по заданию Хрущёва) увеличивает размеры Родины Матери до 52 метров. Из-за этого строителям пришлось в срочном порядке "пригружать" фундамент, для чего в насыпь уложили 150 тысяч тонн земли.
Почётный караул.

Скульптура Родины Матери
В резком, стремительном порыве встала на кургане женщина. С мечом в руках она призывает своих сыновей встать на защиту Отечества. Правая её нога слегка отведена назад, торс и голова энергично развёрнуты влево. Лицо суровое и волевое. Сдвинутые брови, широко открытый, кричащий рот, раздуваемые порывами ветра короткие волосы, сильные руки, облегающее формы тела длинное платье, раздуваемые порывами ветра концы платка – всё это создает ощущение силы, экспрессии и непреодолимого стремления вперёд. На фоне небосклона она подобна парящей в небе птице.
Скульптура Родины Матери прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером – светлая, освещённая лучами прожекторов. Величественная статуя, выступая на фоне темно-синего неба, как бы вырастает из кургана, сливаясь со снежным его покровом.

 Аллея пирамидальных тополей.