Разум
есть умение формулировать свои мысли, не оставляя при этом в голове
смутного впечатления их неполноты и неточности, не испытывая
необходимости отбрасывать при этом внутренние сомнения в их
правильности.
Увы, даже умея иногда сделать некие разумные выводы, люди
не испытывают совершенно стремления в том, чтобы систематически мыслить,
чтобы постоянно испытывать свои представления с помощью разума.
Напротив, зачастую с плодами своих минутных размышлений, превращённых в
догму, они затем носятся всю жизнь, не будучи понятыми и не будучи
способными развить их хоть в сколько-нибудь значительной степени.
Проблема в том, что люди, не придерживаясь правильной системы ценностей,
не видят даже смысла в том, чтобы быть разумными, мистическая
интуитивная форма мышления, идеально подходящая для потакания своим
желаниям и любимым эмоциональным предпочтениям, их вполне удовлетворяет

Знание покоится на двух опорах. Одну опору можно описать с помощью часто повторяемого изречения «все относительно», а вторая символизирует абсолютное. Абсолютное никогда в природе не наблюдалось и экспериментально не обнаружено. Поэтому все, что для нас абсолютно – есть мера нашего незнания.
"Разум, интеллект обычно связывают со способностью человека мыслить, понимать, различать, находить выход из трудных ситуаций, а также с сообразительностью, изобретательностью, уменьем предвидеть будущие события. С появлением кибернетики делаются попытки создания искусственного, компьютерного интеллекта. В последнее время разработаны системы количественной оценки интеллекта, так называемые IQ. Что же такое интеллект, разум?
Зададим себе два вопроса: зачем нам нужен разум и возник ли он внезапно или развился из чего-либо?
Типичный ответ типа: разум нужен, чтобы мыслить, не отвечает на вопрос, потому что тянет за собой новый вопрос: а зачем мыслить? Ответ: мыслить, чтобы быть человеком, уже вообще ошибочен, так как однозначно доказано, что и животные имеют зачатки мышления. Кстати, при анализе проявлений мышления у животных становится ясным его назначение: чтобы выжить.
Разум как способность отражать окружающий мир, тоже требует ответа на вопрос: а зачем отражать? Рискну навлечь на себя обвинения в примитивизации человека, но смею утверждать, что цель разума у человека та же: чтобы выжить, чтобы стабилизировать свое существование.
Какой бы умственной деятельностью ни занимался человек: учился в школе или институте, выучился на астронома и наблюдает небо, изобретает ракетный двигатель или компьютер, сочиняет музыку или стихи, путешествует или копит деньги, его цель одна и та же: лучше понимать мир, чтобы защититься от его опасностей, сделать себе имя и достичь стабильной жизни.Откуда же взялся разум? Возник ли он внезапно, как озарение или развился из какой-то более примитивной формы отражения внешнего мира?
У всех видов материи есть одно универсальное свойство – механическая инерция, как сопротивление окружающим изменениям, и инерция химическая, называемая принципом Ле Шателье-Брауна.
Живые организмы могут «включать» не только химические, биохимические процессы, но и активно передвигаться из освещенной Солнцем зоны в тень или наоборот, повышая таким путем «инерцию» своего организма или, другими словами: стабилизируя параметры своего организма. Биологи назвали этот вид инерции «гомеостаз». У теплокровных животных гомеостаз еще более совершенен, так как температура их тела регулируется автоматически и независима от окружающей температуры.
”Таким образом, разум можно схематически изобразить как верхний этаж четырехэтажного здания, нижним этажом которого является механическая инерция, вторым – принцип Лешателье-Брауна, а третьим – гомеостаз животных. Можно представить себе это здание более детально в виде матрешки. В сердцевине матрешки находится самое ценное: наследственное вещество
ДНК, которое защищено большим числом химических и термодинамических стабилизаторов: мембранами клеток, многоклеточностью (дублированием генетической информации), и т.д и хорошо изолировано от изменчивой внешней среды
поэтому к нему применимы законы классической термодинамики. Один из них – минимизация свободной энергии ДНК наследственного вещества, ведущая к росту «апериодического кристалла» (Э. Шредингер),
т.е. к усложнению и совершенствованию организмов вплоть до возникновения разума. Это и есть причина биологической эволюции и ее продолжения – развития человеческого общества.

Если
рассматривать вопрос о разуме в постановке типа "Что такое разум, как
явление Вселенной?" , то можно дать следующее определение:
"Разум
(в широком смысле) - это тенденция к усложнению, упорядочению,
повышению уровня организации систем. В широком смысле разум предстаёт
как некое начало, явление, противоположное тенденциям к распаду,
хаотизации и увеличению энтропии. Разум
НЕ является какой-либо врождённой, генетически предопределённой
способностью человека."
За прошедшие 25 лет был достигнут необычайный прогресс наших знаний о том,
что такое окружающая среда,
что такое организм и, особенно,
что такое разум.
Этим прогрессом мы обязаны кибернетике, теории систем, теории информации и смежным с ними наукам.
Древний вопрос, является ли разум имманентным или трансцендентным, может быть решен в пользу имманентности.
Проблема в том, что люди, не придерживаясь правильной системы ценностей, не видят даже смысла в том, чтобы быть разумными, мистическая интуитивная форма мышления, идеально подходящая для потакания своим желаниям и любимым эмоциональным предпочтениям, их вполне удовлетворяет.что такое окружающая среда,
что такое организм и, особенно,
что такое разум.
Этим прогрессом мы обязаны кибернетике, теории систем, теории информации и смежным с ними наукам.
Древний вопрос, является ли разум имманентным или трансцендентным, может быть решен в пользу имманентности.