
Он создавался в 1937 году — для павильона Советского Союза на выставке в Париже. Не имеющим прецедентов в мировой скульптуре стало решение Мухиной большую часть скульптурных объёмов пустить по воздуху, летящими по горизонтали. При таких масштабах Вере Игнатьевне пришлось долго выверять каждый изгиб шарфа, рассчитывая каждую его складку. Скульптуру решено было делать из стали, материала, который до Мухиной был использован единственный раз в мировой практике Эйфелем, изготовившим статую Свободы в Америке. Но статуя Свободы имеет очень простые очертания: это женская фигура в широкой тоге, складки которой ложатся на пьедестал. Мухиной же предстояло создать сложнейшее, невиданное доселе сооружение.

Ромен Роллан писал: «На берегу Сены два молодых советских гиганта в неукротимом порыве возносят серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе».
График Франс Мазерель говорил с трибуны: «Ваша скульптура ударила нас, французских художников, как обухом по голове. Мы иногда целыми вечерами говорим о ней».
Французские газеты восхищённо писали, что у Эйфелевой башни наконец появился достойный конкурент. Парижане даже собрали несколько тысяч подписей с просьбой оставить пролетарский памятник во Франции.
Но, понятное дело, просьбу не удовлетворили, и статуя вернулась на
родину, чтобы впоследствии стать одним из главных памятников эпохи.
