Тонкости коммуникации: модель четырёх ушей
{ Natalie Ratkovski}
Мы часто удиляемся, что вроде бы рассказали человеку "чёрным по белому" что к чему, а он нас всё равно не понял. Или же понял, но как-то превратно.Просто разговаривать или объяснять никогда не получается. Спроси у четырёх слушателей о содержании речи оратора, и тебе перескажут четыре отличные друг от друга версии. (Поэтому детективы относятся подозрительно к разным свидетельским показаниям, которые повторяются слово в слово :-))
По
Шульцу фон Туну каждый из нас воспринимает информацию по одному (или
нескольким) из четырёх каналов (слышит каким-то одним из 4х ушей, но
никогда всеми четырьмя). Т.е. любая информация может иметь как минимум 4
уровня интерпретации.
Мы можем понимать сказанное на объективном (функциональном) уровне, на эмоциональном (когда мы соображаем, как человек к нам относится), можем ощущать слова как призыв к действию или пытаться анализировать, что собеседник сообщает о себе. В зависимости от того, какой канал у нас настроен более тонко, мы и воспринимаем то, что слышим в разговоре.
Я так поняла, что эти "уши" срабатывают по-разному и в зависимости от ситуации.
Например, если мне говорят, что у меня ошибка в тексте, я её с радостью исправляю, потому что воспринимаю информацию на чисто функциональном уровне. У меня нет впечатления, что собеседник хотел продемонстрировать своё превосходство или как-то оскорбить меня. Здесь у меня срабатывают два уха: ухо призыва к действию (исправить ошибку) и функциональная информация (наличие ошибки).
А вот если соседка приходит ко мне и рассказывает, что мой сын баловался у неё в гостях, я всё же больше прислушиваюсь ухом эмоциональным (лжёт человек или говорит правду, настроен ли глобально позитивно и т.д.) и ухом, которое анализирует его картину мира (что она хочет сообщить мне о себе и своей позиции). Здесь мне в общем-то всё равно, к чему она меня призывает по отношению к моему ребёнку, и что он действительно там испортил (увы - это дети, они все такие и вечно что-то ломают в гостях).
Говорят, что метод Шульца фон Туна очень помогает на рабочем месте - в коллективе. Потому что когда ты точно распознаёшь, на какой волне вещает собеседник, с большой вероятностью можно оценить без погрешностей, что он от тебя хотел и как его понимать. То же самое относится и к оратору. Потому что если ты говоришь с человеком по делу, т.е. на функциональном канале, а он скорее оценивает, как ты к нему относишься, - супа не сваришь.
-------------------------------
Книги Шульц фон Туна на немецком амазоне: Miteinander reden, 1 Störungen und Klärungen, 2 Stile, Werte und Persönlichkeitsentwicklung, 3 Das innere Team und situationsgerechte Kommunikation
Мы можем понимать сказанное на объективном (функциональном) уровне, на эмоциональном (когда мы соображаем, как человек к нам относится), можем ощущать слова как призыв к действию или пытаться анализировать, что собеседник сообщает о себе. В зависимости от того, какой канал у нас настроен более тонко, мы и воспринимаем то, что слышим в разговоре.
Например, если мне говорят, что у меня ошибка в тексте, я её с радостью исправляю, потому что воспринимаю информацию на чисто функциональном уровне. У меня нет впечатления, что собеседник хотел продемонстрировать своё превосходство или как-то оскорбить меня. Здесь у меня срабатывают два уха: ухо призыва к действию (исправить ошибку) и функциональная информация (наличие ошибки).
А вот если соседка приходит ко мне и рассказывает, что мой сын баловался у неё в гостях, я всё же больше прислушиваюсь ухом эмоциональным (лжёт человек или говорит правду, настроен ли глобально позитивно и т.д.) и ухом, которое анализирует его картину мира (что она хочет сообщить мне о себе и своей позиции). Здесь мне в общем-то всё равно, к чему она меня призывает по отношению к моему ребёнку, и что он действительно там испортил (увы - это дети, они все такие и вечно что-то ломают в гостях).
Говорят, что метод Шульца фон Туна очень помогает на рабочем месте - в коллективе. Потому что когда ты точно распознаёшь, на какой волне вещает собеседник, с большой вероятностью можно оценить без погрешностей, что он от тебя хотел и как его понимать. То же самое относится и к оратору. Потому что если ты говоришь с человеком по делу, т.е. на функциональном канале, а он скорее оценивает, как ты к нему относишься, - супа не сваришь.
-------------------------------
Книги Шульц фон Туна на немецком амазоне: Miteinander reden, 1 Störungen und Klärungen, 2 Stile, Werte und Persönlichkeitsentwicklung, 3 Das innere Team und situationsgerechte Kommunikation