pondělí 5. srpna 2013

Что такое: Сообщение-Информация-Знание/1


Хозяин своего рассудка обязан научить себя мыслить культурно, если он хочет быть действительно разумным человеком.


                                       


Человеческий мозг не несёт в себе каких-то супер-способностей, в том числе и некоего сверхразума, способного постигать всё сущее. 
Умение мыслить на человека само с неба также не свалится. Следовательно, навык самостоятельного мышления, порождения идей надо тренировать точно также, как и свои мышцы. Информация и знания - не одно и то же.  Всякий, кто в своей жизни сдавал экзамены, сталкивался с тем фактом, что информация и знания - разные вещи, и ощущал, насколько мучительным может быть процесс превращения одного в другого. 

 Сообщения-знания-информация 
 
Всё, что мы с вами знаем, мы когда-то узнали от родите­лей, учителей, из книг, из личного практического опыта и сохранили в своей памяти. В свою очередь все, что написано в книгах, журналах, газетах, отражает знания авторов этих текстов, а потому это тоже информация. 
Учеба в школе — это целенаправленный процесс получе­ния знаний, а значит, получения информации. Чем больше вы учитесь, тем больше информации содержит ваша память. 
А теперь давайте подумаем, что же представляют собой наши знания. Попробуйте сформулировать какие-нибудь свои конкретные знания. Например, может получиться вот такой перечень:
- Я знаю, что Земля вращается вокруг Солнца. 
- Я знаю, что Байкал — самое глубокое в мире пресное озеро. 
- Я знаю, как собрать радиоприемник. 
- Я знаю, что Пушкин родился в 1799 году. 
- Я знаю, как перемножить две простые дроби. 
- Я знаю, как выращивать помидоры. 
- Я знаю, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов (теорема Пифагора).

Классификация знаний 
Всю эту «кучу» знаний можно разделить на две группы. Знания 1.группы начинаются со слов «Я знаю, что...». Такие знания принято называть декларативными.  К этой группе относятся знания об определенных явлениях (Земля вращается вокруг Солнца), событиях (Пушкин родил­ся в 1799 году), свойствах объектов (Байкал — самое глубокое в мире пресное озеро), зависимостях (теорема Пифагора). Знания 2.группы, начинающиеся со слов «Я знаю, как...», называются процедурными. Они определяют дейст­вия для достижения какой-либо цели (как собрать радиопри­емник, перемножить дроби, вырастить помидоры). Разделение знаний на декларативные и процедурные является одним из возможных, но не единст­венным. 
Знания – это интеллектуальный капитал.
Знания – это зафиксированная и проверенная практикой обработанная информация, которая использовалась и может многократно использоваться для принятия решений.
Знания – это вид информации, которая хранится в базе знаний и отображает знания специалиста в конкретной предметной области.

Информативность сообщений 
Информацию мы получаем в форме некоторых сообщений: устной речи, текста, прочитан­ного в книге или в газете, кадров хроники, показанных в те­левизионных новостях, и т. п. Всякое ли со­общение несет для нас информацию? 
В потоке информации, который приходится перелопачивать каждому человеку, есть не только полезная информация, но и бесполезная (скажем, зачем шофёру знание особенностей физиологии морских беспозвоночных?), недостоверная (например, шизофазия) и даже вредная - скажем, дезинформация.
Например, слушая речь человека, говорящего на китайском языке, вы не по­полните своих знаний (если, конечно, не знаете китайский язык). 
Однако и на родном языке тоже можно встретить мно­жество неинформативных сообщений. Вот, например, вы раскрыли учебник по высшей математике и прочитали там такое определение: «Значение определенного интеграла рав­но разности значений первообразной подынтегральной функ­ции на верхнем и на нижнем пределах».
Пополнил этот текст ваши знания? Скорее всего, нет! Он вам непонятен, а поэтому неинформативен. Быть понят­ным — значит быть связанным с уже имеющимися знания­ми человека. Каждому ясно, что сообщения, которые пополня­ют наши знания, является для нас информативным. Сообщения, которые не пополняют знаний при­нимающего их человека, называем неинформативными сооб­щениями.

Информации не создают знания

Для усвоения нового знания необходимо участие сознания. Одним из самых сильных побудителей к созиданию является мистическая часть сознания человека. Это мотивация, вера во что-то большее, чем то, что человек может наблюдать. Не будучи в силах увидеть это большее, человек создаёт его образ в своём воображении. Само "большее" может быть мечтам о покорении космоса, стремлением к открытию законов природы, желание украсить этот мир, вера в сверх-естественное, и т.д..Сверх-естественное - это всегда абстрактное знание.
Человек еще не знает, что это, но он уже ощущает эмоциональную наполненность "этого". Возьмите, например. понятие справедливости: нельзя чётко сказать, что такое справедливость, но человек, слышащий свои эмоции остро ощущает необходимость этой справедливости, начинает искать пути её установления. 

Получение любых знаний должно идти от известного к неизвестному, от простого к сложному. 
И тогда каждое новое сообщение будет понятным, а значит, будет нести информа­цию для человека.

Информация сама по себе – не есть Знание.

«Просветление — это способность человека превращать Информацию в Знание, т.е. в осознанную информацию и собственно переход человека на новый качественный уровень понимания происходящего»

Знание есть навык мозга, оно не обладает свойством истинности. Знание атомарно. Сознание есть процесс формирования знания. Подсознание - это тыл сознания, те знания, которые сознание обработало и упаковало. Подсознание работает быстрее, но оно имеет целью не решить задачу правильно, а решить задачу вообще и при этом максимально быстро. Решив задачу, оно сигнализирует мозгу: задача решена верно. Поскольку подсознание не настроено решать задачу предельно корректно, оно будет обманывать сознание.
Информация не может создать знания, будучи обработанной подсознанием, поскольку последнее не принимает участия в усвоении "данных=сообщений", а лишь обрабатывает их.
Мириться с этим — значит допускать не только неряшливость в мышлении, но еще и создавать в своем сознании уязвимость: подсознание можно обмануть, воздействуя на него извне, а сознание не способно распознать обман подсознания.

Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нем сведения являются для человека понятными и новыми.

ПС:
Вера нерушимо связана с Сомнением (это «две стороны одной медали»). Пока вы верите во что-то, вы, возможно, в глубине души, в этом и сомневаетесь. Верите, сомневаясь, сомневаетесь, веруя. Веруя, вы можете задавать вопросы, искать Знание, стремиться к нему.
Если вы будете лишь верить тому, что написано – это не принесёт вам ничего хорошего. Если вы думаете, что информация, получаемая извне, заменяет вам Знание, вы становитесь рабом информационного источника. 
Людьми, верящими в так называемые авторитеты (гуру, наставников, учителей, экспертов) можно с лёгкостью манипулировать.
Это одна из главных причин того, почему (и как) различные религии, партии, культы и всевозможные «измы», контролируют людей, их образ жизни, мысли, и на этом процветают.



Иными словами, я предлагаю вам думать самим. Используйте информацию, считая любых «духовных учителей» и «признанных авторитетов»,  и проч. лишь источниками. Затем работайте сами с информацией полученной от них, не позволяя никому манипулировать вами. Проверяйте на себе, получайте опыт, ибо, если вы не сделаете этого, то ваша информация никогда не преобразуется в Знание, и вам останется только верить.