středa 14. srpna 2013

"Po krk v odpádcích"- USA

Не будьте вешью для вещей.

Антифилософия (Записки подпольного парадоксалиста) - B. Вадим Филатов
(Click image to zoom in!)
Вещевая тревога людей - это, на самом деле, тревога экзистенциальная. По этой причине чаще всего склонны к собиранию вещёй, в том числе и абсолютно им не нужных, как правило, пожилые люди, которые охвачены вещевой тревогой - процесс собирания, а также сама коллекция ненужного хлама придают их совершенно ненужной жизни некую ложную значительность.
  • По словам Паскаля, "в течение всей своей жизни обычный человек занят исключительно тем, что собирает вещи и держит их в вытянутых руках перед собой, для того, чтобы закрыться ими от зрелища неминуемой смерти".(36) Этот путь изначально прочен.
  • Как говорил Авиценна, "всё, что существует для другой вещи, поскольку оно существует для неё, является ниже неё".(48, 105)
Вещевая тревога этих людей - это, на самом деле, тревога экзистенциальная.
Ведь согласно известной этнографической универсалии, "человек виден только тогда, когда к его телу прилегают вещи".
Всевозможные обряды инициации, знаменующие собой переход человека из одного социально - биологического состояния в другое, например:
  • брачный обряд или церемония погребения - показывают, что никогда в жизни человек не бывает до такой степени окружён вещами, наделёнными собственным онтологическим смыслом, как невеста во время свадьбы или покойник, уже обмытый после прощальной дефекации.
  • Свадебный наряд невесты и саван покойницы призваны выразить гармонию соотношения физиологических процессов человека с окружающей социальной действительностью.
  • Другим примером из этой же серии могут служить регалии правителя, которые бывают столь многочисленны, что за ними уже сложно увидеть очередного заурядного ушастого карлика. 
Собственно, в этом и заключается основная цель указанных регалий, так же как и вообще всех вещей. В этой связи, перефразируя бородатого сионского мудреца, можно утверждать, что именно вещи, а не религия, являются основным "опиумом для народа", особенно в современном обществе потребления, в котором вещей стало много, а религиозного чувства мало. Поэтому в так называемых развитых странах религия отодвигается на периферию общественного сознания, а её место занимают вещи.
В конечном итоге, овещаются и сами люди, в пространственно - временном универсуме которых центральное место занимает их собственное тело. При этом оно практически полностью сводится к своим утилитарным функциям. Тело человека, окружённого вещами, само становится вещью и начинает подсознательно стремиться к выведенному Юнгом архетипу округлости. Культурогенный миф об округлости человеческой протоморфемы соотносит человека как тело, пребывающее во времени и пространстве, с миром остальных вещей. Здесь можно вспомнить округлые каменные фигурки так называемых "палеолитических Венер". Современные американские женщины на уровне подсознания стремятся соответствовать данному идеалу. И, несмотря на то, что мучают себя диетами, округлый идеал, чаще всего, всё-таки, рано или поздно, торжествует.
Существуют отвергнутые культурой вещи, которые попадают в парадигму Антивещи. Например, экскременты или разлагающийся человеческий труп - всё, что культура игнорирует и от чего стремится как можно скорее избавиться. Как писал Юнгер, 'сама падаль связана с источниками жизни, и оттого её запах напоминает запах горького бальзама, изгоняющего лихорадочные видения'(54,51)
  • В то время, как вещь скрывает от человека истинное содержание его жалкого биологического существования, Антивещь, напротив, это содержание наглядно раскрывает.
Лишённая культурных морфем, Антивещь проявляет себя в тех крайне редких, исключительных случаях, когда она соответствует прямому социальному действию. Иногда человек использует Антивещь, для того, чтобы разрушить социальные и биологические перегородки и освободиться от навязанных ему обществом, подавляющих его сознание, социокультурных императивов. Подобная ситуация показана в последнем фильме Пьера Паоло Пазолини " САЛО, или 120 дней Содома".

Поэтому, для того, чтобы человек избавился от своих экзистенциальных иллюзий, он должен как можно скорее отказаться от бессмысленного собирания вещей и устроиться работать санитаром в морг или, на худой конец, подобно Джалаладдину Руми, стать городским чистильщиком туалетов. А только затем - если, конечно, останется желание - начать конструировать свой собственный, чисто духовный мир, в котором место вещей по праву займёт смыслообразующая Антивещь.
  • Как говорил Чжуан-Цзы, "тех, кто отрекается от себя ради вещей и пренебрегает своей природой в угоду свету, следует назвать людьми, которые всё ставят с ног на голову" (50, 171).
  • "Скитайтесь привольно у истока вещей, давайте вещам быть такими, какие они есть, но не будьте вещью для вещей!" - предупреждал он в другой главе своего сочинения. (50, 197).
Процесс овещения начинается, как правило, с первоначального накопления капитала. Это практически сразу приводит к дифференциации народа по линии накопления материальных благ. Подобно пожилым людям, которые, собирая ненужный хлам, придают несуществующую значимость собственной жизни, исторически уставший народ также предаётся овещению, стремясь таким образом восполнить ценностный вакуум и поймать ускользающий смысл своего исторического бытия.
Мы видим, что овещение является серьёзным врагом, как отдельного человека, так и целого народа и государства, несмотря на то, что прикидывается другом, т.е. обычно воспринимается, как благо. Не случайно, крестьянский просветитель 18 века Григорий Сковорода принципиально отвергал, и не только на словах, но и примером своей жизни, корыстные буржуазные ценности: власть вещей, богатства и накопительство. " Не войду в город богатый, - писал он, - а буду на полях жить".(39)